Аргументы из зарубежной литературы по направлению «Доброта и жестокость»

  1. Данте Алигьери, «Божественная комедия». Поэма «Божественная комедия», вошедшая в сокровищницу мировой литературы и культуры, создана итальянским мыслителем, богословом, поэтом, политическим деятелем Данте Алигьери в период с 1308 по 1321 год. Произведение напоминает энциклопедию библейского размаха, содержащую в себе обширные, поэтизированные данные о политических, научных, философских, нравственных устоях средневекового общества.

Поэма написана в жанре загробного видения, свойственного средневековой литературе, и повествует о событиях, происходящих в загробном мире — аду, чистилище, рае — по которым автор проходит в сопровождении римского поэта Вергилия. Философская структура произведения очень сложна, многогранна и аллегорична.

Ад — средоточие жестокости и ужаса. В его колоссальной воронке, состоящей из кругов, мучаются души грешников всех мастей и пошибов: богохульников, чревоугодников, скупцов, расточителей, самоубийц, изменников, предателей, обманщиков… Все они несут страшное наказание за грехи, сотворенные при жизни.

В седьмом кругу ада находятся самые жестокие из грешников—тираны и убийцы. Они плавают в кипящей крови, наказанные с той же жестокостью, какую при жизни проявляли к своим жертвам.

Грешников охраняют ужасные и злобные создания: демоны Минос и Плутос, пес Цербер, фурии, гарпии, демон-полубык Минотавр, Загребалы, кентавр Несс.

Картина ада напоминает о том, что за все неблагочестивые деяния человек после смерти будет жестоко наказан.

  • Уильям Шекспир, «Король Лир». Люди,проявляющие жестокость по отношению к близким, часто не задумываются о последствиях своего поступка. Трагедия «Король лир» написана Шекспиром в 1605-1606 годах отразила перемены в английском обществе, где старая феодальная аристократия утрачивала свою власть, пытаясь сохранить традиционные порядки.

Пьеса рассказывает о короле Лире, решившем на старости лет разделить свое королевство между тремя дочерями. А, чтобы определить, какая часть наследства достанется каждой из них, Лир попросил дочерей рассказать о силе своей любви к нему.

Две старшие дочери неискренне льстили отцу, а младшая, Корделия, призналась без лишних слов, что любит отца согласно дочернему долгу. Разгневанный король лишил дочь наследства и отрекся от нее. Спустя некоторое время, Лир, преданный и униженный двумя старшими дочерями, но прощеный Корделией, осознает свою ошибку. Авторский замысел подводит читателя к заключению о том, что злопамятность и бессердечие в ответ на жестокость, проявленную когда-то самым близким человеком – не лучший выход из порочного круга взаимных обид.

  • Иоганн Вольфганг фон Гёте, «Страдания юного Вертера». Жестокие поступки порою совершают и добрые герои. Главное действующее лицо романа, написанного в эпистолярном жанре, «Страдания юного Вертера» – молодой человек, выходец из не очень состоятельной семьи, хорошо образованный, увлекающийся поэзией и живописью.

Вертер влюблен в Шарлотту, привлекательную и рассудительную девушку, у которой есть жених. В отличие от доброго, романтичного и мечтательного Вертера, будущий муж Лотты, Альберт – прагматичен, рационален и не склонен к эмоциональным всплескам.

Любовь Вертера к Лотте безгранична, и никто не может заменить ее. Но возлюбленная отдает предпочтение Альберту. Отверженный молодой человек решает покончить жизнь самоубийством. Вертер трагически погибает, застрелившись из пистолета, переданного ему Альбертом.

Отчаяние и безысходность толкают добросердечного и отзывчивого молодого человека на жестокий по отношению к самому себе поступок, избавляющий его от бесконечных страданий.

  • Готхольд Эфраим Лессинг, «Эмилия Галотти». Сюжеты литературных произведений очень часто реалистичны и приближены к жизни, где доброта и жестокость следуют рука об руку.

В трагедии немецкого поэта и драматурга Лессинга жестокий поступок совершается добрым персонажем во имя добра.

Собирающийся жениться, принц Этторе Гонзага влюблен в Эмилию Галотти, дочь воина Одоардо, доброго, честного и принципиального человека, не принадлежащего к высшему свету.

Эмилия собирается замуж на графа Аппиани, пренебрегшего мнением светского общества и берущего в жены девушку не своего сословия.

Способность Аппиани не обращать внимание на светские предрассудки раздражает принца, который планирует предложить Эмилии роль фаворитки, а не законной жены.

Коварный и подлый Маринелли, камергер принца Гонзаги, придумывает хитрый план, в результате которого в подстроенном нападении убивают жениха Эмилии, графа Аппиани, а саму Эмилию обвиняют в бесчестном сговоре с мнимыми преступниками.

Девушка не в силах пережить такое бесчестие и просит своего отца дать ей кинжал. Но Одоардо считает, что девичья рука слишком слаба, она не сможет осуществить задуманное. Одоардо сам закалывает родную дочь, спасая ее от позора.

Жестокий поступок отца обусловлен желанием свершить доброе дело – не допустить бесчестия и позора близкого человека.

  • Гофман, «Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер».

Неблагодарность, неумение и нежелание быть признательным тому, кто тебе помог, также сродни жестокости. Уродливый карлик, главный герой повести немецкого писателя-сказочника Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана «Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер», награжден доброй феей даром перенимать таланты, умения и добродетели тех, кто находится с ним рядом. Злобный Цахес пользуется этим даром в своих корыстных и бесчестных целях, добиваясь расположения знатных и влиятельных особ, жестоко обманывая при этом тех, чьи хорошие качества он использует.

Справедливость торжествует: Цахес, символ зла обмана и жестокости, наказан и умирает.

  • Оноре де Бальзак, «Отец Горио». Бесчеловечно и жестоко пользоваться теми, кто помогает от чистого сердца и не ждет в ответ благодарности.

Ярким примером жестокого отношения к родному отцу, служит поведение двух его дочерей в романе Оноре де Бальзака «Отец Горио». Анастази и Дельфина бросили доброго, любящего их Горио, когда-то не жалевшего средств для своих девочек.

Удачно выйдя замуж, красотки напрочь забывают о старике и даже начинают стыдиться его. Когда в жизни девушек появляются трудности, папаша Горио, позабыв про обиды, нанесенные ненаглядными дочерями, хочет помочь им.

Отец Анастази и Дельфины умирает в отчаянии от невозможности что-либо сделать для них.

Хоронят Горио совершенно чужие ему люди, а дочери на похороны лишь присылают свои пустые кареты.

На доброту старика самые близкие и родные люди отвечают холодной жестокостью.

  • Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея».  Часто бывает, что великодушные и добросердечные люди не замечают жестокости, проявленной по отношению к ним близкими, любимыми людьми.

Один из героев романа «Портрет Дориана Грэя» известного английского писателя и поэта Оскара Уайльда, художник Бэзил Холлуорд, пишет портрет полюбившегося ему красивого двадцатилетнего юноши. Бэзилу небезразлична судьба молодого Дориана Грэя, и он предпринимает попытки повлиять на его жизнь.

Со дня окончания прекрасной работы все душевные переживания, все страсти, страдания, последствия безнравственных поступков отражаются лишь на лице, изображенном на портрете. Сам же Дориан Грэй остается юн и свеж телом, но душа его стареет вместе с портретом.

Молодой человек ведет жизнь, разлагающую его душу. Влюбленный в свою красоту, он увлекается и бросает развращенных им избранниц и избранников, нисколько не заботясь об их судьбе.  Дориан пропадает в притонах, водится с сомнительными личностями и обретает дурную славу.

Испытавший все возможные искушения, опустошенный и одинокий молодой человек во всем происходящем винит Бэзила, а сам портрет начинает считать своей совестью.

В приступе ярости Дориан убивает Бэзила и набрасывается на картину с ножом, пытаясь уничтожить ее. 

Слуги, поднявшиеся на шум, находят в комнате мертвого старика и портрет прекрасного молодого человека.

Жестокой расправой отомстил главный герой тому, кто был с ним добр.

  • Эрих Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен». Жестокость, проявляемая в военное время, часто воспринимается как должное.

Главный герой романа Ремарка «На западном фронте без перемен» Пауль Боймер проживает «окопные будни» Первой мировой войны, попав на фронт сразу же после школьной скамьи. Молодой солдат готов защищать свою родину и отдать за нее жизнь без раздумий. Но на полях сражений происходит переоценка ценностей, и Пауль начинает осознавать бесцельность многих вещей. Он больше не хочет убивать по чьему-то приказу, а в своих врагах пытается, прежде всего, увидеть простых людей, любящих жизнь.

В финальной части произведения, в тот момент, когда все уже говорят о перемирии добрый, сердечный юноша погибает, сраженный не только пулей врага, а жестокостью войны и сложившейся системы.

  • Джордж Оруэлл, «1984». Возможно ли при помощи жестокости заставить человека изменить свое мнение о чем-либо?

Британский писатель и публицист Джордж Оруэлл в своем романе «1984» описал государство, в котором господствует Большой Брат и все обязаны разделять взгляды и принципы партии.

Океания запрещает своим гражданам многое. Под запрет попадают и любовные отношения. Главный герой произведения – Уинстон Смит – имеет все основания ненавидеть власть.

Но Смит попадает в сложную ситуацию. Его принуждают изменить своим взглядам, отречься от своих убеждений.

Жестокий О’Брайен мучает Уинстона Смита и заставляет его разлюбить Джулию.

В финальной части произведения Смит предстает перед читателем осознавшим, что предал все самое дорогое ему во имя дела партии.

О’Брайен и все государство стали олицетворением беспощадности и жестокости, преследующих ради корыстные цели, способных уничтожить в людях доброе начало.

  1. Уильям Голдинг, «Повелитель мух». Человек, который кажется на первый взгляд добрым, воспитанным, покладистым, в опасности может проявить себя с совершенно иной стороны.

Герои романа английского писателя Уильяма Голдинга «Повелитель мух» – благовоспитанные юные джентльмены, выходцы из приличных семей, еще никогда не сталкивавшиеся с жестокостью, после авиакатастрофы оказываются на необитаемом острове.

 В условия островной жизни мальчишки преображаются, выявляя свои не самые лучшие качества. Ими овладевает желание повелевать, они эгоистичны и даже готовы на жестокое убийство.

Ребята делятся на два враждебных лагеря. Одни из них с – Джеком, другие – с Ральфом.

Противостояние жестоко и не обходится без гибели одного из персонажей произведения – Хрюши. В результате поджога на острове разгорается пожар. Терпящих бедствие детей спасают вовремя подоспевшие моряки военно-морского флота.

Человеческая душа темна. И часто неизвестно, какие свои качества человек проявит в экстремальной ситуации.

  1. Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи». Жестокость и циничность у некоторых людей может оказаться на самом деле наигранной. Американский писатель Джером Дэвид Сэлинджер в своем романе «Над пропастью во ржи» познакомил читателя с шестнадцатилетним Холденом Колфилдом, обостренно воспринимающим окружающую американскую действительность и не принимающим мораль современного общества.

О событиях, которые с ним приключились, повествует со свойственной ему наблюдательностью, самоанализом, цинизмом и сарказмом, сам Холден. Он высказывает сомнения по поводу принятых в обществе ценностей и правил поведения. Свои поступки Холден зачастую оценивает негативно. Он называет себя то лгуном, то мотом, признается в том, что всех ненавидит.

Но многое, из того, что совершает Холден, дает повод думать, что герой все же не настолько бессердечный и жестокий, каким хочет казаться. У парня – доброе сердце, а его жестокость – лишь маска, за которой скрывается вполне положительная личность.

  1. Альбер Камю, «Посторонний». Что движет людьми, совершающими жестокие поступки? Идут они на них осознанно или в эмоциональном порыве?

В романе французского прозаика Альбера Камю главный герой по фамилии Мерсо, среднестатистический обитатель предместий Алжира, рассказывает о трех главных событиях своей жизни – смерти матери, убийстве местного жителя, суде и недолгих отношениях с девушкой.

На суде Мерсо без особых эмоций, равнодушно объясняет причину убийства, рассказывает, что не проронил слезу на похоронах матери. Присяжные делают заключение о том, что перед ними жестокий и хладнокровный убийца, достойный смертной казни. Завтрашнего дня у Мерсо нет. В камеру осужденного, находящегося в абсолютно равнодушном состоянии, приходит священник. Во время беседы со святым отцом Мерсо внезапно одолевает приступ ярости. В лихорадочной речи вдруг раскрывается его душа, и становятся понятными истинные мотивы его поступков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.