Анализ произведения «Фауст» И. В. Гете

«Фауст» – одно из крупнейших произведений мировой литературы, вышедшее из-под пера немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте и прославившее его на весь мир. Каждый образованный человек хоть раз в своей жизни слышал о Фаусте, его образ пронизывает всю мировую литературу. Драматическая философская поэма поднимает вечные темы. Мотивы этого произведения неоднократно интерпретировались последующими поколениями литераторов. Основной мотив – сделка с дьяволом – найдет отражение в знаменитом романе О. Уальда «Портрет Дориана Грея» и книге Марии Корелли «Скорбь Сатаны», ставшей классикой жанра «хоррор», а также во многих других произведений разных жанров и эпох.

История создания

Для Гете «Фауст» стал трудом всей жизни. Раз от раза поэт дорабатывал своё произведение, дописывал новые строки. В результате получилась глыба – выдающееся драматическое творение эпохи Просвещения и «столп» мировой литературы.

Образ главного героя Гете взял из реальной истории, а точнее из средневековых легенд.  В Германии XVI века проживал врач-чернокнижник Иоганн Фауст, которого «подозревали» в сверхъестественных способностях. Фундаментальным воплощением этого мифа стала Кроме имени между Фаустом историческим и Фаустом литературным не так много общего. Гете существенно видоизменил сюжет, наполнил его идейными и событийными хитросплетениями. Так под пером классика Фауст зажил своей самостоятельной жизнью.

Жанр

Гете нарек своё произведение трагедией – это один из основополагающих жанров драматургии, родившийся ещё в античное время. По форме являясь пьесой, «Фауст» выделяется на фоне своих собратьев, написанных для театральной сцены.

Смотреть или читать – эта дилемма о предназначении и способе восприятия драматических произведений до сих пор вызывает споры между литературоведами и театралами, читателями и зрителями. Одни считают, что пьесы создаются для того, чтобы воплощать их на сцене, и только в постановке обретают свою цельность, другие, среди которых оказался выдающийся русский драматург А. Островский, убеждены, что спектакль – это авторская интерпретация, а сама по себе пьеса является цельным произведением, и её надо именно читать. «Фауст» как раз такая пьеса.

«Театральность» здесь присутствует и тема театра поднимается даже в тексте произведения, однако многие фрагменты произведения неудобны для постановки в театре. Кроме того, произведение велико по объему, и любой спектакль, даже самый близкий к тексту, можно поставить лишь «по мотивам». Поэтому творение Гете окрестили «пьесой для чтения» или «драматической поэмой».

Суть

Началу сюжетной линии предшествуют два пролога, наполненные глубокими идеями и вечными темами. Первый пролог представлен в форме диалога шута, поэта и директора театра. Это рассуждение о судьбе творца и о его взаимодействии с аудиторией – читателем и зрителем. Три героя озвучивают разные позиции на этот счет.

Второй пролог – это диалог Бога и дьявола. Они спорят о сущности человека и заключают пари, согласно которому Мефистофель – черт и представитель «темных сил» – должен обаять и завладеть душой добродетельного и талантливого человека, которым Бог очень дорожит, как своим творением. Этим человеком и оказывается доктор Фауст.

Дальше Мефистофель начинает своё «грязное дело». Но сначала читатель знакомится с Фаустом. Главный герой не глуп и достаточно начитан, но при этом считает себя невеждой. Он добр и трудолюбив, но не признает в себе этих добродетелей, представляясь самому себе ничтожным человеком. Он типичный кабинетный работяга, который и жизни-то не видел: он мечтает обрести счастье и гармонию. Слабостями героя пользуется хитрый Мефистофель. Он искушает, выполняя все его желания, они придаются веселью, отправляются в уникальное увлекательное путешествие во времени и пространстве в мир соблазнов, чувств и смыслов. Фауст – хрестоматийный герой, продавший свою душу дьяволу, мечтая обрести счастье и смысл жизни. Но возможно ли это? Герой встает на губительный путь и обрекает себя на вечные муки, но его безграничное стремление к истине, свободе и познанию спасает его душу.

Главные герои и их характеристика

Фауст – ученый человек, одаренный богом лекарь, он погружен в науку, и любое знание, которое он получает, кажется ему недостаточным. Почерпнутые им из книг сведения не открывают пути к пониманию смысла жизни и сущности бытия. Вечный поиск и внутренняя борьба героя с самим собой чуть было не приводят к трагичному финалу. Он легко поддается соблазну Мефистофеля, оказывается во власти духа, желая, чтобы его существование обрело смысл, и его жизнь наполнилась счастьем.

Мефистофель – черт, злой дух, нематериальная субстанция, которая обретает вполне себе реальные черты, свойственные циничному, не верующему и не признающему Бога человеку. Фауста и Мефистофеля роднит нестандартный взгляд на мир, и возможно, именно поэтому, доктор чувствует близость с Мефистофелем и доверяется ему. Однако, Фауст и Мефистофель – противоположны, это герои антиподы. Если Фауст олицетворяет добро, то образ черта – это злой гений, способный овладевать доброй душой, он ироничен и шутлив, видит слабые стороны своего «подопечного» и умело, мастерски играет с ними. Он обаятелен и симпатичен даже Богу, хотя его натура «сплошь черна». Мефистофель считает всех людей ничтожными и не достойными существования, он упивается «потугами» героя, насмехаясь над ним.

Маргарита – возлюбленная Фауста, юная красавица, набожная и скромная. При их первой встрече с Фаустом она представляется чистой и невинной. Она честна и правдолюбива, несмотря на свое простодушие, девушка легко распознает дьявольскую сущность Мефистофеля. Она воспылала чувством к Фаусту, но эта любовь порождена дьяволом. Оказывается, что это милое создание – греховно, она повинна в смерти матери и новорожденной дочки, из-за неё Фауст убивает её брата Валентина.  Её грехи тяготят её, и расплатой за них может быть только смерть. В её лице Фауст мог бы обрести счастье, но ему не суждено было случиться. Маргарита становится лишь «разменной монетой», пешкой в злой игре Мефистофеля с Фаустом.

Темы и проблемы

В истории литературы немало тем, которые переходят из произведения в произведение. Многие из них нашли отражение в «Фаусте» Гете. Эта драма преисполнена смыслами, каждый фрагмент, каждый эпизод, а порой и отдельные реплики заставляют задуматься. За извечной дихотомией жизни земной и жизни небесной, за исканиями героя, который продал душу дьяволу, чтобы ярко прожить отведенный ему срок, а после кончины отправиться в ад, просматриваются житейские, философские и нравственные темы и проблемы.

  1. Борьба добра со злом – вечная тема, раскрытая в драме Гете через религиозные мотивы. Противопоставление «ада» и «рая», Бога и дьявола проходит красной нитью через всё произведение. Автор показывает хрупкость добродетели, её неспособность удержаться перед соблазном. Но всё же добродетель оказывается сильнее и спасает героя, а, точнее, его душу.
  2. Проблема творчества раскрывается в самом начале произведения. В одном из прологов автор задается вопросом: «Можно ли быть истинным творцом, работая на потребу публике». Поэт, в образе которого Гете отчасти подразумевает самого себя, ведет спор с директором театра. Директор озабочен тем, как увлечь зрителя, автора же волнуют высокие материи. Третий участник спора – актер или шут, возводящий на щит веселье, он озабочен тем, чтобы нравиться аудитории. Из всех носитель истинного творчества только поэт. В каком-то смысле этот эпизод перекликается с мотивами основного сюжета. Шут и директор выступают в роли соблазнителей, стремящихся «подчинить себе» творчество. Темы и вопросы, которые поднимают Гете в этом фрагменте – вечны для истории культуры: противоречие между коммерческой выгодой и творческой свободой автор остро чувствовал в свое время, но и в наши дни эта тема актуальна, как никогда.
  3. Проблема поиска смысла жизни – центральная в произведении. Именно неудовлетворенность толкает Фауста «пуститься во все тяжкие». Он пытается постичь смысл бытия. Ответ на вопрос, как правильно жить, философы и писатели пытаются дать веками. Каждый находит этот пресловутый смысл жизни в чем-то своём. История Фауста – это повод задуматься. У каждого человека в жизни своё предназначение, и счастлив тот, кому удалось его найти и встать на верный путь.
  4. Тема образования и самосовершенствования. Фауст – произведение эпохи Просвещения. Уже исходя из названия периода когда книга появилась на свет, очевидно, что для неё характерен «культ знания». Науки понимаются как добродетель, и стремления Фауста к познанию законов мироздания становится спасительным для него. Осознавая собственную невежественность, он стремится к знанию, самообразованию и самосовершенствованию. Пройдя через искушения Мефистофелем, он осознает свой путь в науке.
  5. Тема любви показана прежде всего через отношения Фауста и Маргариты. Любовь показана здесь как страсть и одержимость и в то же время как смысл жизни. Глубокое чувство способно разукрасить жизнь человека яркими красками, подчинить себе всю жизнь человека. Но сделать человека счастливым может лишь любовь, которая исходит от Бога, а не от дьявола.
  6. Тема эгоизма также закралась в многогранное полотно философской драмы немецкого поэта. Она является далеко не центральной и выражается через противоречия в образе Фауста. Этот герой талантлив, трудолюбив и чист. Он олицетворение добра. Но «невежественная черта» эгоизма скрыта в нём. Его думы, его мысли и его переживания обращены к нему самому. Он считает себя неучем, несмотря на то, что вполне образован. В герое проявляется стремление повысить собственную значимость, и это стремление как похвально, так и порочно. Именно эгоистический посыл толкает его на сделку с дьяволом.
  7. Проблема нравственного выбора встает перед героями трагедии «Фауст» неоднократно. Доктор подвергается соблазну и становится убийцей, ведомый дьяволом, он бежит от преследования. Каждый раз он совершает выбор, и к этому выбору подталкивает его темная сторона. Другое преломление нравственной проблематики мы видим в образе Маргариты. Она прослыла распутницей и убийцей, страсть к Фаусту сгубила её. Признав свою греховность, она отказывается бежать с героем, не поддается влиянию дьявола. Героиню ждет казнь, и она выбирает принять смерть и раскаяться. Спасению жизни Маргарита предпочитает спасение души.
  8. Проблема скоротечности жизни и спасения души. Вся драма разворачивается между адом, раем и землей. Ад и рай олицетворяют вечность, земля – реальную жизнь. Автор заставляет задуматься о скоротечности жизни и мимолетности удовольствий. Земная слава, земная жизнь и земное счастье оказываются ничем перед лицом вечности. Главное – это спасение души, ведь душа вечна, и она не стоит минутных удовольствий, земной страсти и приобретенного счастья.
  9.  Невежество толпы – тема, озвученная устами Мефистофеля. В споре с Богом он указывает на несовершенство его творений, сравнивая народ со «скотом». Толпа не ценит истину и знания, она безлика, безмолвна и невежественная. Именно поэтому он ненавидит людей. Ещё раз к теме «толпы» автор обращает нас во время сцены в кабаке, рисуя негативный образ народа. Бог же в своём споре с дьяволом уповает на то, что и в толпе есть личности, самые ценные его творения. И как раз такой личностью является Фауст.
  10.  Трусость – далеко не центральная тема, но примечательная в общем контексте. Герой труслив, и это становится его проблемой. Фауст замкнут в мире книг в собственном кабинете, он элементарно боится жить, и в этом его глубокая внутренняя проблема. Трусость он проявляет и совершая побег после убийства Валентина.
  11. Противоречивость характера и двойственность человеческой натуры показаны через образы нескольких персонажей. Во внутреннем мире каждого человека борются «светлые» и «темные» силы. Добродетель и злодейство соединились в образе Маргариты. Да и сам Фауст тоже неоднозначен. С одной стороны, он, как противоположность Мефистофелю, символизирует добро, но при этом в нём немало пороков и «темных свойств». Гете делает гениальную вещь. Построив своё произведение на классическом противопоставлении добра и зла, он ярко показывает, что в жизни нет «черного» и «белого», в каждой душе – целая палитра разных цветов. В отличие от сказок в жизни не бывает насквозь положительных и отрицательных героев.
  12. Тема чести и бесчестия просматривается в эпизоде, где Фауст убивает Валентина, брата Маргариты. Молодой человек проявил благородство, он заступился за сестру и поплатился за это собственной жизнью, ведь он хотел помешать её счастью. Но нужно ли счастье такой ценой? Оказавшись перед лицом смерти, Валентин посылает сестре и её возлюбленному проклятие, показывая темную сторону собственной сущности.

Смысл

«Фауст» – одно из самых наполненных смыслом произведений. Здесь сложно выделить одну главную мысль. Произведение повествует о поиске предназначения, о сущности человеческой жизни, о приоритете духовного над внешним, о силе знания и свободы. Жизнь человека – это борьба, и счастливой жизни достоин лишь тот, кто каждый день сражается за неё, а не уходит от реальности и не прячется в кабинете. На порочном пути, продав душу дьяволу, Фауст всё-таки находит истину. Он осознает, что его жизнь –добросовестный труд во время просвещения, во имя свободы. Счастлив тот, кто живет во имя благополучия других людей. Просвещенный народ – вот идеал эпохи, в которую родилась трагедия «Фауст». Уверовав в идеал свободы, герой произносит ставшую крылатой фразу: «Остановить мгновение, ты прекрасно».

Чему учит?

«Фауст» – это не легкое развлекательное чтение, а настоящий «тренажёр для мозга». Каждую минуту автор заставляет нас задуматься об истинном и ложном, о праведном и грешном. Это очень философское произведение, несущее массу дидактической нагрузки и полезных уроков. Гете позволяет понять, что истина есть высшее благо, стремление к ней – в учении, образовании, любви к наукам, но эта ученость ценна тогда, когда она служит счастью других людей. И тот, кто праведно служит, выполняет свой долг, реализует своё предназначение, тот обязательно спасется от мук ада, даже если в жизни он наделал немало ошибок. Главное – жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Фауст долго не мог постичь этой гармонии, ему пришлось пройти немало испытаний. Его пример показателен, в том числе и для светского современного общества. Ведь вечные идеалы и истины актуальны в любую эпоху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *